Янв 20, 2019 Новости отрасли 0 комментариев

Цифровизация ЖКХ неизбежна

Картинки по запросу цифровизация ЖКХМногопрофильный холдинг в сфере ЖКХ ПАО “Городские Инновационные Технологии”(ГИТ), ПАО “МегаФон” и его дочерние компании “Кометрика” и NetByNet намерены совместно инвестировать в приобретение телекоммуникационных и ЖКХ-активов, а также использовать современные технологии в сфере жилищных услуг для повышения качества обслуживания в отрасли ЖКХ в России. В частности, компании договорились о совместной работе над внедрением решения “Цифровая управляющая компания”, проведении совместных исследований и реализации пилотных проектов в сфере автоматизации процессов управления жилой недвижимостью.  

Соглашение о сотрудничестве подписали основатель ГИТ Грант Агасьян, член совета директоров “МегаФона” Анна Серебряникова, генеральный директор NetByNet Андрей Батанов и генеральный директор “Кометрики” Дмитрий Петров.

“Умное ЖКХ – возможность дистанционного сбора данных приборов учета. Основные цели – повысить доступность и качество предоставления ЖКУ, возможность для жильцов пользоваться дополнительными услугами”, – прокомментировал представитель пресс-службы “МегаФона”. Условия сотрудничества компаний в “МегаФоне” не раскрывают.

“Цифровая управляющая компания” – комплексное решение для ЖКХ, которое позволяет организовать автоматический сбор и передачу данных со счетчиков воды, газа, тепла и электричества, оповещать жильцов о различных событиях дома, проводить онлайн-голосования с участием жильцов. Удобный мобильный интерфейс позволяет оплачивать коммунальные услуги в режиме онлайн, заказывать и контролировать исполнение сантехнических, электротехнических работ, а также узнавать актуальные новости от управляющей компании”, – сообщает пресс-служба “МегаФона”.

“Мы рады, что у нас появился стратегический партнер, который имеет такие же серьезные планы по развитию отрасли ЖКХ, как и мы, и обладает необходимыми технологическими компетенциями, – говорит Грант Агасьян. – Мы уверены, что совместно сможем изменить рынок ЖКХ, добившись того, что российское жилищное хозяйство станет одним из самых современных и технологичных в мире. В наших планах – совместный приход в различные регионы РФ, совместные инвестиции и активная работа. Уверены, что в 2019 г. наше сотрудничество принесет конкретные результаты и будет охватывать десятки миллионов метров жилого фонда по всей стране”.

“Жилищно-коммунальное хозяйство – это та сфера, которая особенно нуждается в цифровых преобразованиях. Мы ведем активную работу в этом направлении. Например, в Новгородской области в пилотном режиме уже работает решение “Цифровая управляющая компания”. Вместе с нашими партнерами мы сможем внедрить решения, которые упростят взаимодействие жильцов с коммунальными службами по всей стране. Чтобы это стало реальностью, мы применяем собственные разработки и используем экспертизу партнеров в части больших данных и интернета вещей”, – отмечает Анна Серебряникова.

Генеральный директор NetByNet Андрей Батанов отметил, что в NetByNet готовы к партнерству с ГИТ и вместе с “МегаФоном” предложат самые современные и качественные телекоммуникационные услуги для жильцов многоквартирных домов.

Другие операторы “большой четверки” также реализуют проекты по цифровизации в сфере ЖКХ.

Руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 (ООО “Т2 Мобайл”) Ольга Галушина сообщила, что в развитии технологий NB-IoT для сектора ЖКХ и энергетической сферы Tele2 сотрудничает с Ericsson и “Ростелекомом”. “Последние исследования прошли в конце прошлого года в Москве и Петербурге. Тестовая сеть NB-IoT была развернута на базе инфраструктуры Tele2. В ходе испытаний данные от электросчетчиков передавались через сеть Tele2 на сервер сбора статистики энергетической компании. Результаты тестов показали возможности полной автоматизации процессов по сбору и передаче показаний электросчетчиков через сервер Е2Е. В I квартале 2019 г. мы планируем развернуть две новые пилотные зоны в жилых домах в разных районах Москвы. Мы протестируем сервис единовременно на более чем 150 электросчетчиках в реальных условиях и проверим точность передачи данных с большого количества приборов учета. Исследование позволит оценить технологическую готовность инфраструктуры для предоставления современных услуг компаниям энергетической отрасли”, – поделилась Ольга Галушина планами Tele2.

Представитель пресс-службы ПАО “МТС” сказал, что ЖКХ уже давно не на старте цифровизации: оно обогнало другие отрасли по внедрению решений на базе интернета вещей. “Причина проста: умные датчики решают самую главную задачу коммунальщиков – позволяют снимать показания хоть каждую секунду, а это – прогнозы небывалой ранее точности и оптимизация расходов, возможность распределять ресурсы на годы вперед. Компании ЖКХ – одни из самых частых заказчиков IoT-решения МТС “Телеучет данных”. Оно включает в себя доступ к инновационной IoT-платформе с открытым API, позволяющей сводить воедино новейшие датчики, камеры и роботов. Показания передаются в хаб, он отправляет их в облако, и затем анализ данных осуществляется через web-интерфейс. В случае нештатных ситуаций система отправляет уведомления через SMS или e-mail. Благодаря такой системе расходы на электроэнергию и другие ресурсы в среднем снижаются на 10-15%. МТС инвестирует в умные решения для ЖКХ в рамках соглашений по цифровизации с администрациями регионов, которых уже 18. Это комплексные проекты для улучшения жизни людей. Один из последних примеров – запуск умного города в Татарстане, в городе Арске. Его жители благодаря цифровым решениям МТС теперь могут проверять в режиме онлайн показатели счетчиков и узнавать о концентрации вредных веществ в воздухе, отслеживать, когда освободилось место для машины на парковке. Умные камеры сами вызывают полицию, когда заметят подозрительного человека, а умные мусорные баки – машину для вывоза мусора. Такие решения по умному городу МТС в 2019 г. планирует масштабировать по всей стране”, – рассказал представитель пресс-службы МТС.

В прошлом году “ПАО “ВымпелКом” (бренд “Билайн) заключило соглашение с правительством Москвы о совместном развитии услуг связи и информационно-телекоммуникационных технологий в городе. “В рамках дальнейшего развития направления умный город “Билайн” планирует провести массовую активацию технологии NB-IoT – Narrow Band Internet of Things – на всей территории столицы, что позволит значительно расширить географию пилотирования проектов в области интернета вещей – например, в сферах ЖКХ, логистики, городского видеонаблюдения. Ранее “Билайн” представил первый в России гибридный участок сети LTE, который поддерживает, помимо классического мобильного стандарта технологий интернета вещей NB-IoT, стандарт с высокой мобильностью LTE Cat-M. Кроме того, тестовая площадка для разработчиков решений интернета вещей на сети стандарта NB-IoT “Билайна” представлена на территории “Умного квартала” в московском районе Марьино”, – рассказал представитель пресс-службы “Билайна”.

Руководитель IoT-лаборатории компании “Первый Бит” Иван Аверьянов отметил очевидность того, что в условиях насыщения рынка традиционных телеком-услуг операторы сотовой связи будут активно искать новые ниши и возможности. “Одной из самых привлекательных для них является сфера ЖКХ, так как ее емкость колоссальна, а трансформации бизнес-модели почти не потребуется. Можно ожидать, что и другие операторы последуют примеру “МегаФона”. Помимо предприятий, которые связаны с ЖКХ, в качестве партнеров могут выступить крупные девелоперские компании, проектные институты. Потенциальными партнерами для операторов могут также стать компании, связанные с развитием умных городов. По большому счету у операторов нет другого выхода. Им нужен рост, а новыми абонентами в будущем станут не люди, а киберфизические устройства”, – считает Иван Аверьянов.

Аналитик ГК “Финам” Леонид Делицын говорит, что операторам сотовой связи сейчас необходимы драйверы роста, которые они видят в основном в сфере внедрения новых информационных технологий. Он предполагает, что, возможно, острее, чем другим операторам, они необходимы “МегаФону”, в случае если компания планирует новые размещения акций. “Однако как рынок информационных технологий в целом, так и его отдельные растущие сектора, такие как интернет вещей, облачные технологии или искусственный интеллект, во-первых, высокотехнологичны, то есть сложны, а во-вторых, безбрежны. Компетенций, необходимых для работы на многих рынках одновременно, у операторов связи нет. Поэтому им необходимы технологические партнеры. Те же аргументы относятся и к конкретным сферам внедрения – ЖКХ тоже представляет собой сложную сферу со своими необходимыми компетенциями. Интересным является замечание о совместных инвестициях в приобретение телекоммуникационных и ЖКХ-активов, что может означать начало консолидации некоторых секторов. На рынке, связанном с автоматизацией ЖКХ и внедрением в жилищное хозяйство методов управления на основе данных, будут активно работать все крупные телекомы, поскольку рынок является очень крупным и будет в ближайшие годы быстро расти”, – комментирует Леонид Делицын.

Главный аналитик ПАО “Промсвязьбанк” Богдан Зварич считает, что участие в данном проекте может позволить “МегаФону” нарастить базу в рамках тарифа “Интернет вещей”. “Благодаря использованию мобильной связи можно создать в рамках ЖКХ распределенную систему сбора данных, что позволит контролировать состояние основных узлов и оперативно реагировать на появляющиеся проблемы. Сейчас данное направление активно развивается, растут потребности в IoT, и мобильные операторы работают в данном направлении. Учитывая, что рынок мобильной связи достаточно насыщен и здесь сложно продемонстрировать уверенный рост, развитие интернета вещей дает еще одну возможность для развития”, – отмечает Богдан Зварич.

Аналитик ИК “Фридом Финанс” Анастасия Соснова тоже отметила, что “МегаФон”, как и другие операторы связи, испытывает потребность в новых нишах для развития, а интернет вещей считается одним из наиболее перспективных сегментов телекоммуникационного рынка, поэтому подобное сотрудничество сулит компании вполне понятные перспективы. “К тому же это еще и способ захода в дома для развития ШПД. В этой нише ожидается конкуренция, ее начнут осваивать все операторы связи. МТС, например, в конце прошлого года запустила комплексное пилотное решение умного города в сфере ЖКХ”, – добавила она.

Источник: https://www.comnews.ru